четверг, 21 августа 2014 г.

Зачем Грузии «Казантип»


Этим летом «Казантип» перебрался в грузинскую Анаклию. 


Событие грандиозное, как если бы небольшое государство сменило дислокацию. Организаторы «Республики Казантип» обижаются, когда их детище называют фестивалем. История мероприятия уходит корнями в ранние 1990-е, а к 1998 году оно уже считалось главной музыкальной тусовкой неформалов, рокеров и клабберов всего постсоветского пространства со своей устойчивой мифологией и символикой. Это своего рода Вудсток нашего времени, стотысячный слет людей с определенными жизненными установками и музыкальными вкусами. Почему «Казантип» не вписался в новый быт Крыма и зачем понадобился Грузии?

Грузия: между Европой и Россией Тбилиси, два месяца до начала «Казантипа». На выходе из аэропорта нас встречают колышущиеся кипарисы и красавица гид по имени Саломе. Саломе выросла в Грузии Саакашвили и успела поучаствовать в акциях протеста против его режима. Как и все грузины ее поколения, русский она знает не так хорошо, как английский, и по речи заметно, что знание это книжное, не такое, как у ее сограждан постарше. Впрочем, в последние годы, по словам Саломе, русский стал более популярен среди молодежи: они слушают русскую музыку, смотрят русские фильмы, читают русскую классику. В какой-то момент мы проходили мимо кафе, откуда неслась песня группы «Би-2», и Саломе очень удивилась, что мы ее не знаем. «Это же из фильма “Метро”, неужели вы не смотрели?»

С холма Нарикала открывается великолепный вид на Тбилиси. Слышно, как поют внутри старинного храма. Молодой священник выныривает из бокового входа и говорит, что, если мы хотим зайти в церковь, нам придется подождать полчаса: идет воскресная служба. Влияние церкви в Грузии велико. По словам Саломе, 90% грузин доверяют только патриарху. Весной этого года в стране приняли закон «Об искоренении всех форм дискриминации» (одно из условий сближения с Европой), утверждающий равноправие людей разного вероисповедания, расы, цвета кожи, пола, семейного положения, гендерной идентичности и сексуальной ориентации. Два последних пункта  не на шутку разозлили православных, патриарх высказался против. В результате закон все равно приняли, но сближение с Европой стало ассоциироваться с темой гомосексуальности. — Люди стали говорить: лучше православная Россия, чем развратная Европа, — рассказывает Саломе. — Некоторые мои друзья стали даже слишком верующими. Люди, которые всю жизнь жили свободно, теперь ставят на Фейсбуке статус: «Грузию хотят сделать развратниками!» Многие думают, что церковь ущемляют. Но как можно ущемить большинство? Ведь большинство с церковью. Идет серьезная пропаганда против Европы. Я даже начинаю немного верить националам, хотя всю жизнь ходила на акции против Саакашвили… Националы («Единое национальное движение»), главные противники правящей «Грузинской мечты», утверждают, что в правительстве много российских агентов и что партия власти пророссийская. Теория заговора выглядит так: пророссийская партия власти сталкивает традиционалистское большинство с либеральной интеллигенцией. А уж поводом для конфликта может стать хоть бы даже и нравственность. Ну а дальше Майдан, которого все здесь боятся.


Комментариев нет:

Отправить комментарий