среда, 11 марта 2015 г.

В России появится новый отряд безработных

Российскую промышленность ждут серьезные неприятности из-за кризиса транспортного машиностроения, которому грозит двукратное сокращение производства. Власти уже фактически запрещают импорт железнодорожных вагонов. Но одной этой меры а явно недостаточно.
Около десятка вагоностроительных заводов должны будут сократить в ближайшее время производство вагонов наполовину. В результате на биржу труда могут отправиться до 100 тысяч уволенных работников машностроительных заводов.

Кризис перепроизводства вагонов в РФ находится в центре внимания российских властей. Президент России Владимир Путин поручил Минтрансу и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проверить эффективность закупок подвижного состава «Российскими железными дорогами (РЖД)» у иностранных поставщиков. Ранее президент Путин объявил, что выделяемая РЖД антикризисная помощь не должна пойти на загупку вагонов за рубежом. В частности, речь шла о контракте на закупку 140 вагонов Talgo, подписанном еще в 2011 году на Петербургском экономическом форуме, в тот момент, когда у Тверского вагоностроительного завода еще не было серьезных проблем с загрузкой мощностей.
Вчера же руководство Тверского вагоностроительного завода объявило о том, что его работники вышли из очередного административного отпуска. Как ожидается, в текущем году также как и в предыдущем, завод будет работать в режиме сокращенной недели. Как известно, еще в январе этого года заявлялось о возможности сокращения почти 2 тыс сотрудников завода, по причине низких объемов производства, сообщает интернет-портал tvernews. ru, «Запланированный на этого год объем производства составляет всего 13 млрд руб, что в два раза ниже, чем в 2014 году», – передает tvernews. ru.
Орский вагонный завод в этом году также ожидает сокращение сотрудников в связи с уменьшением количества заказов на производство вагонов. «В текущем месяце предприятие покинут около 60 работников, в мае планируется сократить более 200 человек», – сообщает ГТРК «Оренбург». По данным СМИ последние крупные заказы у предприятия были еще в 2013 году. По вагоностроению в прошлом году объем заказов упал на 100%, по ремонту – почти наполовину.
Некоторые региональные чиновники предлагают переобучать сокращаемых сотрудников вагоностроительных заводов. Например, власти Алтайского края готовятся временно трудоустроить более 2,5 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения, большая часть которых – сотрудники вагоностроительного завода – «Алтайвагон». «Мы уже приступили к действиям. Региональная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда позволит нам занять на общественно-полезных работах 1,9 тыс. человек. Также мы планируем, что 656 человек по этой программе пройдут переобучение или повысят свою квалификацию», – сообщал гендиректор «Алтайвагона» Дмитрий Медведев (см «НГ» от 27. 02. 2015).
Не секрет, что спрос на вагоны напрямую связан с экономическим ростом и увеличением объемов грузоперевозок. Но если экономика в депрессии, а объемы перевозок снижаются, то спрос на грузовые вагоны неизбежно падает. «На сегодняшний день объем железнодорожных перевозок сокращается: погрузка за первые два месяца 2015 года на железной дороге снизилась на 0,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, или до 190 млн тонн», – поясняет замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. Как следствие, в целом по отрасли, добавляет он, производство грузовых вагонов только за январь 2015 года снизилось более чем на 50% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Сами же вагоностроители советуют правительству простимулировать текущий спрос на грузовые вагоны и поддержать вагоностроительные предприятия за счет сокращения избыточных мощностей и субсидирования процентной ставки по кредитам. Именно такие меры поддержки отрасли при участии Минэкономразвития (МЭР) предложили крупнейшие отраслевые игроки – такие как «Уралвагонзавод» «Первая грузовая компания» (ПГК). «Мы считаем, что Минпромторг совместно с представителями транспортного машиностроения должны задуматься о балансе производственных мощностей. Они это понимают и согласны рассмотреть вопрос сокращения», – приводил ТАСС слова гендиректора ПГК Олега Букина. По его словам, на сегодняшний день общее количество вагонов, которое должно производиться в России на ближайшие три-пять лет не должно превышать 30-40 тыс. вагонов в год. «То есть, по сути, в два раза меньше», – уточняет Букин.
Пик производства вагонов в РФ пришелся на 2012 год, когда в стране было произведено свыше 70 тысяч грузовых магистральных вагонов. Мощность же всех вагоностроительных заводов России и других стран СНГ составляет около 120 тыс. ед. «Мощность вагоностроительных заводов только в РФ составляет около 90 тыс. ед. А значит на сегодняшний день профицит мощностей российских заводов составляет более 50%», – подтверждает Савчук.
Всего на предприятиях транспортного машиностроения в РФ занято около 200 тысяч человек. И двукратное сокращение производства грозит появление в стране до 100 тысяч новых безработных. Между тем уже сегодня численность официально зарегистрированных безработных достигла почти миллиона человек. С 25 февраля по 4 марта 2015 года численность зарегистрированных безработных выросла на 0,7% и составила 985 475 человек (по состоянию на 25 февраля 2015 года – 979 058 человек).
Избыточные же на сегодняшний день производственные мощности вагоностроителей, по словам Букина, необходимо будет либо перепрофилировать, например, в вагоноремонтные, либо же вообще сократить. Комплекс антикризисных мероприятий будет обсуждаться на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича – сообщает ТАСС.
Какие именно производства попадут под сокращение, а какие будут перепрофилированы – пока не известно. Нет также ясности и с критериями выделения государственной помощи – указывают эксперты «НГ». «Вопросов к подобным предложениям больше чем ответов. Не понятны механизмы реализации и контроля программы сокращения производства», – считает ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Даже если производители вагонов согласятся с этим решением, неизбежно возникнут проблемы его реализации. «С учетом же возможной ошибочности прогнозов, вряд ли производители вагонов будут кардинально сокращать свое производство, закрывать цеха и демонтировать оборудование», – считает Баранов.
«Перепрофилировать российские заводы на ремонт грузовых вагонов вряд ли получиться, так как имеется значительный профицит вагоноремонтных мощностей – не менее 30%», – напоминает Владимир Савчук. А значит, резюмирует эксперт, только лишь сокращение производственных мощностей в сфере вагоносборочных производств может высвободить несколько десятков тысяч рабочих.
«Вагоностроительные предприятия, наращивая мощности, рассчитывали на рост госзаказа. Однако из-за падения нефтяных цен и сокращения доходов снижается и общее количество закупок», – объясняетзамдиректора «Центра развития» Высшей школы экономики (ВШЭ) Валерий Миронов. Произведенная продукция могла бы пойти, например, на экспорт, но видимо внешние рынки недоступны для российской продукции. В любом случае, добавляет Миронов, сокращение мощностей производства поможет «очистить» российскую экономику. «Сейчас возможно перестроить экономику. Как и везде есть кризисные сектора, а есть такие предприятия, которые могут успешно развиваться и в кризисных условиях», – напоминает он. Необходимая структурная перестройка экономики как раз и предполагает перемещение рабочих кадров из кризисных секторов в более перспективные. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий